- Соцреализм в литературе
- Соцреализм в искусстве
- Живопись
- Архитектура и скульптура
- Соцреализм как метод
- Соцреализм как идеология
- Соцреализм и современность
- Аналитика
- pro et contra
- Библиография
- Ссылки
- Конференции
- Григорьев С. А. (1)
- Жданов А. А. (2)
- Луначарский А.В. (3)
- Абрамов Ф.А. (0)
- Андреева Е. Ю. (1)
- Ариас-Вихиль М. А. (1)
- Аркадьев М. П. (1)
- Астафьев В.П. (0)
- Бабиченко Д. Л. (2)
- Балина М. Р. (3)
- Балина М.Р. (1)
- Баранова Т. Н. (3)
- Белая Г. А. (5)
- Береснев В. Д.. (1)
- Биберган Е.С. (2)
- Биберган Е.С. (2)
- Бобриков А.А. (2)
- Богатова М. А. (1)
- Богатырев Д.К. (3)
- Богатырёва Е. А. (1)
- Богатырева Л. В. (3)
- Богданов И. С. (1)
- Богданова О.В. (10)
- Богданова О.В. (17)
- Боден Антуан (1)
- Бойм С.Ю. (5)
- Борев Ю. Б. (1)
- Бочаров С. Г. (1)
- Бродский И. (2)
- Бродский И. А. (0)
- Бродский И.И. (1)
- Булавка Л. А. (1)
- Булгакова О. С. (9)
- Бурая М. (1)
- Буш М. А. (1)
- Бушмин А.С. (2)
- Вайль П.Л. (4)
- Вайскопф М.Я. (15)
- Вайсс Даниэл (1)
- Власова Е. (3)
- Власова Е.А. (2)
- Воскресенская В. В. (1)
- Гангнус А.А. (1)
- Гаспаров Б.М. (2)
- Гей Н. К. (2)
- Геллер Л. М. (2)
- Герчук Ю. Я. (1)
- Голомшток И. Н. (2)
- Голубков М.М. (1)
- Горький М. (1)
- Грабарь И.Э. (1)
- Гройс Б. Е. (2)
- Гройс Б.Е. (2)
- Гусев В.И. (1)
- Гюнтер Ханс (8)
- Дейнека А. (4)
- Добренко Е.А. (2)
- Драгомирецкая Н. В. (1)
- Дубровина Н.В. (3)
- Евграфова Л. В. (1)
- Ерофеев В. (1)
- Ершов Л.Ф. (1)
- Есаулов И. А. (4)
- Жилене Е. С. (3)
- Жилине Е.С. (15)
- Замошкин А. И. (1)
- Захаров А. В. (1)
- Захаров А.В. (1)
- Зелинский К. (1)
- Золотинкина И. А. (1)
- Золотусский И.П. (1)
- Иванов-Разумник Р.В. (3)
- Игнатькова А. Д. (1)
- Илиев Стоян (0)
- Ильин И. (0)
- Иогансон Б. (2)
- Ишанова А. К. (1)
- Казин A.Л. (1)
- Карлтон Грегори (4)
- Карпова Ю. (1)
- Кауфман Р. С. (1)
- Кеменов В. С (2)
- Киселис П. Ю. (1)
- Кларк К. (1)
- Кларк Катерина (7)
- Ковалев В.А. (1)
- Ковынев В. (1)
- Коган Л. (1)
- Кондаков М. В. (1)
- Кононихин Н. Ю (1)
- Кормилов C.И. (1)
- Кормилов С. И. (4)
- Котов (Котов-Памирский) Н. Г. (1)
- Крылова Анна (1)
- Куляпин А. И. (3)
- Куряев И.Р. (3)
- Лавров Д. Е. (1)
- Лахусен Томас (3)
- Лебедев П. И. (1)
- Лейзеров. Н. (1)
- Ленерт Ханс (1)
- Либединский Ю.Н. (1)
- Липовецкий М.Н. (1)
- Литовская М.А. (3)
- Львов-Рогачевский В.Л. (1)
- Малли Линн (1)
- Мароти Янош (1)
- Махонин Е.А. (1)
- Машков И. (3)
- Мельник К.В. (1)
- Менцел Биргит (3)
- Митин Г.А. (1)
- Моллер-Салли Стивен (4)
- Морозов А. И. (1)
- Морыганов А.Ю. (1)
- Московская Д. С. (2)
- Мурашов Ю. (1)
- Мурашов Юрий (5)
- Найман Эрик (1)
- Неизвестный Э. И. (1)
- Нейман М.Л. (1)
- Никё Мишель (4)
- Николсон М. (1)
- Овсянникова Е.П. (3)
- Осьмухина О. Ю. (3)
- Паперный В. З. (1)
- Парыгин А.Б. (1)
- Перцов В. О. (1)
- Петров С.М. (1)
- Пименов Ю. (3)
- Пинский А. (1)
- Померанцев В. М. (1)
- Постоутенко Кирилл (1)
- Пригов Д. А. (0)
- Пронин А.А. (3)
- Прохорова Т.Г. (1)
- Распутин В.Г. (0)
- Ревякина А.А. (1)
- Решетников Ф. (2)
- Рогачевский Андрей (1)
- Розенталь Бернис (4)
- Розинер Ф.Я. (5)
- Ронен Омри (1)
- Рубинштейн Л. С. (0)
- Рыбаков А. Н. (1)
- Рыклин М.К. (2)
- Рябчикова А.В. (2)
- Саватеев В. Я. (1)
- Самохвалов А. (2)
- Святославский А.В. (10)
- Северюхин Д. Я. (5)
- Синявский А.Д. (1)
- Скаков Н. (1)
- Сквозников В. Д. (1)
- Скороспелова Е. Б. (1)
- Смирнов И. И. (0)
- Смирнов И.П. (2)
- Солоухин В.А. (0)
- Сорокин В. (0)
- Спиридонова Л.А. (2)
- Сухих О. С. (0)
- Сухих С.И. (1)
- Тарасенков А. К. (1)
- Терехова М. (1)
- Терц Абрам (Синявский А.Д.) (1)
- Тихонов Н. С. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Толстых В. (1)
- Троцкий Л. Д. (1)
- Трушкина А.П. (1)
- Тугенхольд Я. А. (1)
- Тышковска-Каспшак Э. (1)
- Ульянов-Ленин В.И. (1)
- Фаворский В. А. (1)
- Фадеев А. А. (4)
- Фролова А. Т. (1)
- Фунтова Д.А. (1)
- Ханс Гюнтер (1)
- Хэнсген Сабина (3)
- Цветова Н. С. (1)
- Цыганов Д.М. (3)
- Чирков В.Ф. (1)
- Чудакова М.О. (3)
- Шамина В.Б. (1)
- Швайцерхоф Барбара (1)
- Широглазова Н. С. (1)
- Шмелев И. (0)
- Шолохов М.А. (1)
- Шрамм Каролина (1)
- Шукшин В.М. (0)
- Эльсберг Я. Э. (2)
- Эткинд Е.Г. (1)
- Эфендиев Э. (1)
- Юдин П. Ф. (1)
- Юстус Урсула (2)
- Янковская Г. А. (1)
- Ярославский Е. М. (1)
- Деконструкция соцреализма.
- Документы, архивы
- Жанры соцреализма
- Живопись и графика
- Идеология и культура
- истоки соцреализма
- Категории соцреалистической критики
- Метод и стиль
- Мотивы и образы соцреализма
- поэтика соцреализма
- Преодолевшие соцреализм
- семейный роман
- советская скульптура
- советская фотография
- Соц-арт
- Соцмодернизм
- Соцреализм в кинематографе и театре
- Соцреализм в музыке
- соцреализм и классика
- соцреализм и поэзия
- Соцреализм и советская действительность
- Соцреализм как феномен
- Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом
- Сталин и искусство
- Эстетика соцреализма
Бескин О. М.

Родился 11 ноября 1892 года в Вильна, в семье купца второй гильдии (впоследствии таксатора) Меера Израилевича (Мартына Яковлевича, 1851—1904) и Екатерины Самойловны Бескиных. У него были сёстры Мина (1879), Пелагея (1883) и Елена (1886) и братья Абрам (провизор), Эммануил (впоследствии театральный критик) и Михаил (поэт, драматург, журналист, редактор).
Окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института. Член РКП(б) — ВКП(б) (1919—1949 и с 1950).
Секретарь «Театральной газеты» (1916—1918); зав. Городского РОНО г. Москвы и член Моссовета (1920—1921); член правления Госиздата (1923—1925); председатель редакционно-издательского отдела Главполитпросвета и ответственный редактор журнала «Советское кино» (1926—1928)[2][3]; учёный секретарь Института литературы и искусства Комакадемии (1929—1931); ректор новооткрывшегося Воронежского аграрно-педагогического института (1931—1932); главный редактор Государственного издательства изобразительного искусства (Изогиз) (1932—1934), главный инспектор Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству (1934—1936), одновременно ответственный редактор журналов Искусство и «Творчество» (1932—1940), директор и главный редактор издательства «Искусство» (1936—1938); директор выставки «Вторая Великая Отечественная война» в Дирекции художественных выставок и панорам (1942—1943), старший консультант по творческим вопросам Московского товарищества художников (1943—1946), художественный руководитель и ответственный редактор Товарищества художников «Советский график» (1946—1948), художественный руководитель по выпуску эстампов Комбината графических работ (1954—1963).
Член СП СССР (с 1934), член правления и президиума оргкомитета Союза художников СССР (1939—1950), член правления МОСХ (1939—1960-е).
Прозвище: «мелкий Бескин» (Виктор Шкловский, 20-е гг.). В конце 1940-х — начале 50-х гг. обвинялся в «космополитизме».
Персональный пенсионер республиканского значения с 1954 г. (в последние годы жизни — союзного значения).
Похоронен на Донском кладбище.
Творчество
Публиковался с 1917 года. В молодости чрезвычайно продуктивный и активный участник художественной жизни, легко вписался в идеологическую парадигму советской арт-критики 20-х гг., писал преимущественно о современных театре и поэзии (статьи о Клычкове, Клюеве, Орешине («Россеяне»), Багрицком («Больной Уленспигель»), Казине («Поэт, идущий стороной»), Асееве («Хорошо») и др.).
В 1930 году в книге «Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика» заклеймил «россеянство» в литературе, отождествляя его с «кулацко-патриархальной стихией» и «кулацкой агитацией».
"Она еще доживает свой век – старая, кондовая Русь с ларцами, сундуками, иконами, лампадным маслом, с ватрушками, шаньгами по «престольным» праздникам, с обязательными тараканами, с запечным медлительным, распаренным развратом, с изуверской верой, прежде всего апеллирующей к богу на предмет изничтожения большевиков, с махровым антисемитизмом, с акафистом, поминками и всем прочим антуражем. Еще живет «россеянство», своеобразно дошедшее до нашего времени славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в «особый» путь развития, в народ-«богоносец», с погружением в «философические» глубины мистического «народного духа» и красоты «национального» фольклора".
Уличал критиков А. Воронского и В. Полонского в том, что они выдали «мандат на представительство от крестьянской литературы псевдокрестьянским, кулацким писателям — всяческим и разных масштабов Есениным, Клюевым, Клычковым, Орешиным, Радимовым и пр.».
В 30-х гг. яростно обличал «формализм» в литературе («Вывихнутое, формалистическое творчество Заболоцкого, ярко демонстрирует, в какой тупик приходит поэт, не связанный вплотную с жизнью, с нашей действительностью, не понимающий её процессов. Бытование в скворешнике приводит к скворцовому сознанию, скворцовой поэзии. А скворцовый язык, как бы ни был он забавен, есть все же только птичий язык») и живописи (в книге «Формализм в живописи» обвиняются в реакционности все художники, чье творчество отмечено эстетическим поиском за пределами соцзаказа: Шевченко, Штеренберг, Истомин, Фонвизин, Тышлер и Лабас, Древин и Удальцева, Филонов, Пунин, Малевич, Клюн, Суетин и др.).
Автор нескольких монографий о советских художниках.
Интересные факты
Бескин послужил прототипом отрицательного персонажа Осипа Давыдовича Иванова-Петренко в романе Ивана Шевцова «Тля»[8].
Сочинения
Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика. М., 1930, 1931
Творческий путь Маяковского. Воронеж, 1931
Формализм в живописи. М., 1933
Художник-герой. М., 1956
Екатерина Белашова. М., 1958
Юрий Пименов. М., 1960
Виктор Шестаков. М., 1965
Георгий Ечеистов. М., 1969