Луначарский А.В.
 Луначарский А.В.Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер и советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. 
С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905–1907 годов и Октябрьской революции. Академик АН СССР (1 февраля 1930 года). Организатор и теоретик советской системы образования. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и др. разрабатывал общую стратегию советской школы, основанную на теории трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомата просвещения, пропагандировал политехническое образование.  В сентябре 1933 года Луначарский был назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Скончался в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона.
Творчество 
 Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход. Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта. Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 году в тюрьме и опубликована в том же году.
Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. 
А. В. Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах «Новая жизнь», «Пролетарий», «Наше слово», «Вперёд» и журнале «Просвещение».  В 1920-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма. 
А.В.Луначарский и соцреализм
Анатолий Луначарский заложил идеологический фундамент социалистического реализма. Ещё в 1906 году он ввёл в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». В 1907 году Луначарский написал статью «Задачи социал-демократического художественного творчества» и другие. К двадцатым годам применительно к этому понятию Луначарский стал употреблять термин «новый социальный реализм». В начале тридцатых годов он посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму» цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях». Луначарский утверждал, что искусство должно быть сосредоточено на изображении нового советского человека, предполагаемого идеального. Благодаря этому граждане Советского Союза получили бы образование о ценностях социализма и сами стали бы совершенными. 

А. В. Луначарский внёс значительный вклад в развитие советской культуры и искусства. Он оставил оригинальные суждения о всех видах искусства, о каждом из них написал множество статей. Луначарский считал, что искусство не может не быть классовым. На новом, «пролетарском» витке его развития должна оформиться этика, эстетика и поэтика нового человека — борца, творца и марксиста, а также его мировоззрение. Установка идеологов нового искусства, к числу которых принадлежал Луначарский, — это «реалистическое» изображение жизни, выражение мыслей и чувств самого передового класса — пролетариата. Луначарский также утверждал, что функция художника не только в том, чтобы показать всему своему классу, каков мир сейчас, но и помочь разобраться в действительности, воспитать нового человека.

Задачи социал-демократического художественного творчества

Луначарский А.В. Публикация

Социалистический реализм Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года

Луначарский А.В. Конференция, семинар

НА ВЫСТАВКАХ (Ч. I, II) [1925]

Луначарский А.В. истоки соцреализма Документы, архивы Архивное