- Соцреализм в литературе
- Соцреализм в искусстве
- Живопись
- Архитектура и скульптура
- Соцреализм как метод
- Соцреализм как идеология
- Соцреализм и современность
- Аналитика
- pro et contra
- Библиография
- Ссылки
- Конференции
- Григорьев С. А. (1)
- Жданов А. А. (2)
- Луначарский А.В. (3)
- Абрамов Ф.А. (0)
- Андреева Е. Ю. (1)
- Ариас-Вихиль М. А. (1)
- Аркадьев М. П. (1)
- Астафьев В.П. (0)
- Бабиченко Д. Л. (2)
- Балина М. Р. (3)
- Балина М.Р. (1)
- Баранова Т. Н. (3)
- Белая Г. А. (5)
- Береснев В. Д.. (1)
- Бескин О. М. (1)
- Биберган Е.С. (2)
- Биберган Е.С. (2)
- Бобриков А.А. (2)
- Богатова М. А. (1)
- Богатырев Д.К. (3)
- Богатырёва Е. А. (1)
- Богатырева Л. В. (3)
- Богданов И. С. (1)
- Богданова О.В. (10)
- Богданова О.В. (17)
- Боден Антуан (1)
- Бойм С.Ю. (5)
- Борев Ю. Б. (1)
- Бочаров С. Г. (1)
- Бродский И. (2)
- Бродский И. А. (0)
- Бродский И.И. (1)
- Булавка Л. А. (1)
- Булгакова О. С. (9)
- Бурая М. (1)
- Буш М. А. (1)
- Бушмин А.С. (2)
- Вайль П.Л. (4)
- Вайскопф М.Я. (15)
- Вайсс Даниэл (1)
- Власова Е. (3)
- Власова Е.А. (2)
- Воскресенская В. В. (1)
- Гангнус А.А. (1)
- Гаспаров Б.М. (2)
- Гей Н. К. (2)
- Геллер Л. М. (2)
- Герчук Ю. Я. (1)
- Голомшток И. Н. (2)
- Голубков М.М. (1)
- Горький М. (1)
- Грабарь И.Э. (1)
- Гройс Б. Е. (2)
- Гройс Б.Е. (2)
- Гусев В.И. (1)
- Гюнтер Ханс (8)
- Дейнека А. (4)
- Добренко Е.А. (2)
- Драгомирецкая Н. В. (1)
- Дубровина Н.В. (3)
- Евграфова Л. В. (1)
- Ерофеев В. (1)
- Ершов Л.Ф. (1)
- Есаулов И. А. (4)
- Жилене Е. С. (3)
- Жилине Е.С. (15)
- Замошкин А. И. (1)
- Захаров А. В. (1)
- Захаров А.В. (1)
- Зелинский К. (1)
- Золотинкина И. А. (1)
- Золотусский И.П. (1)
- Иванов-Разумник Р.В. (3)
- Игнатькова А. Д. (1)
- Илиев Стоян (0)
- Ильин И. (0)
- Иогансон Б. (2)
- Ишанова А. К. (1)
- Казин A.Л. (1)
- Карлтон Грегори (4)
- Карпова Ю. (1)
- Кауфман Р. С. (1)
- Кеменов В. С (2)
- Киселис П. Ю. (1)
- Кларк К. (1)
- Кларк Катерина (7)
- Ковалев В.А. (1)
- Ковынев В. (1)
- Коган Л. (1)
- Кондаков М. В. (1)
- Кононихин Н. Ю (1)
- Кормилов C.И. (1)
- Кормилов С. И. (4)
- Котов (Котов-Памирский) Н. Г. (1)
- Крылова Анна (1)
- Куляпин А. И. (3)
- Куряев И.Р. (3)
- Лавров Д. Е. (1)
- Лахусен Томас (3)
- Лебедев П. И. (1)
- Лейзеров. Н. (1)
- Ленерт Ханс (1)
- Либединский Ю.Н. (1)
- Липовецкий М.Н. (1)
- Литовская М.А. (3)
- Львов-Рогачевский В.Л. (1)
- Малли Линн (1)
- Мароти Янош (1)
- Махонин Е.А. (1)
- Машков И. (3)
- Мельник К.В. (1)
- Менцел Биргит (3)
- Митин Г.А. (1)
- Моллер-Салли Стивен (4)
- Морозов А. И. (1)
- Морыганов А.Ю. (1)
- Московская Д. С. (2)
- Мурашов Ю. (1)
- Мурашов Юрий (5)
- Найман Эрик (1)
- Неизвестный Э. И. (1)
- Нейман М.Л. (1)
- Никё Мишель (4)
- Николсон М. (1)
- Овсянникова Е.П. (3)
- Осьмухина О. Ю. (3)
- Паперный В. З. (1)
- Парыгин А.Б. (1)
- Перцов В. О. (1)
- Петров С.М. (1)
- Пименов Ю. (3)
- Пинский А. (1)
- Померанцев В. М. (1)
- Постоутенко Кирилл (1)
- Пригов Д. А. (0)
- Пронин А.А. (3)
- Прохорова Т.Г. (1)
- Распутин В.Г. (0)
- Ревякина А.А. (1)
- Решетников Ф. (2)
- Рогачевский Андрей (1)
- Розенталь Бернис (4)
- Розинер Ф.Я. (5)
- Ронен Омри (1)
- Рубинштейн Л. С. (0)
- Рыбаков А. Н. (1)
- Рыклин М.К. (2)
- Рябчикова А.В. (2)
- Саватеев В. Я. (1)
- Самохвалов А. (2)
- Святославский А.В. (10)
- Северюхин Д. Я. (5)
- Синявский А.Д. (1)
- Скаков Н. (1)
- Сквозников В. Д. (1)
- Скороспелова Е. Б. (1)
- Смирнов И. И. (0)
- Смирнов И.П. (2)
- Солоухин В.А. (0)
- Сорокин В. (0)
- Спиридонова Л.А. (2)
- Сухих О. С. (0)
- Сухих С.И. (1)
- Тарасенков А. К. (1)
- Терехова М. (1)
- Терц Абрам (Синявский А.Д.) (1)
- Тихонов Н. С. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Толстых В. (1)
- Троцкий Л. Д. (1)
- Трушкина А.П. (1)
- Тугенхольд Я. А. (1)
- Тышковска-Каспшак Э. (1)
- Ульянов-Ленин В.И. (1)
- Фаворский В. А. (1)
- Фадеев А. А. (4)
- Фролова А. Т. (1)
- Фунтова Д.А. (1)
- Ханс Гюнтер (1)
- Хэнсген Сабина (3)
- Цветова Н. С. (1)
- Цыганов Д.М. (3)
- Чирков В.Ф. (1)
- Чудакова М.О. (3)
- Шамина В.Б. (1)
- Швайцерхоф Барбара (1)
- Широглазова Н. С. (1)
- Шмелев И. (0)
- Шолохов М.А. (1)
- Шрамм Каролина (1)
- Шукшин В.М. (0)
- Эльсберг Я. Э. (2)
- Эткинд Е.Г. (1)
- Эфендиев Э. (1)
- Юдин П. Ф. (1)
- Юстус Урсула (2)
- Янковская Г. А. (1)
- Ярославский Е. М. (1)
- Деконструкция соцреализма.
- Документы, архивы
- Жанры соцреализма
- Живопись и графика
- Идеология и культура
- истоки соцреализма
- Категории соцреалистической критики
- Метод и стиль
- Мотивы и образы соцреализма
- поэтика соцреализма
- Преодолевшие соцреализм
- семейный роман
- советская скульптура
- советская фотография
- Соц-арт
- Соцмодернизм
- Соцреализм в кинематографе и театре
- Соцреализм в музыке
- соцреализм и классика
- соцреализм и поэзия
- Соцреализм и советская действительность
- Соцреализм как феномен
- Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом
- Сталин и искусство
- Эстетика соцреализма

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905–1907 годов и Октябрьской революции. Академик АН СССР (1 февраля 1930 года). Организатор и теоретик советской системы образования. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и др. разрабатывал общую стратегию советской школы, основанную на теории трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомата просвещения, пропагандировал политехническое образование. В сентябре 1933 года Луначарский был назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Скончался в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона.
Творчество
Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход. Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта. Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 году в тюрьме и опубликована в том же году.
Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку.
А. В. Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах «Новая жизнь», «Пролетарий», «Наше слово», «Вперёд» и журнале «Просвещение». В 1920-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма.
А.В.Луначарский и соцреализм
Анатолий Луначарский заложил идеологический фундамент социалистического реализма. Ещё в 1906 году он ввёл в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». В 1907 году Луначарский написал статью «Задачи социал-демократического художественного творчества» и другие. К двадцатым годам применительно к этому понятию Луначарский стал употреблять термин «новый социальный реализм». В начале тридцатых годов он посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму» цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях». Луначарский утверждал, что искусство должно быть сосредоточено на изображении нового советского человека, предполагаемого идеального. Благодаря этому граждане Советского Союза получили бы образование о ценностях социализма и сами стали бы совершенными.
А. В. Луначарский внёс значительный вклад в развитие советской культуры и искусства. Он оставил оригинальные суждения о всех видах искусства, о каждом из них написал множество статей. Луначарский считал, что искусство не может не быть классовым. На новом, «пролетарском» витке его развития должна оформиться этика, эстетика и поэтика нового человека — борца, творца и марксиста, а также его мировоззрение. Установка идеологов нового искусства, к числу которых принадлежал Луначарский, — это «реалистическое» изображение жизни, выражение мыслей и чувств самого передового класса — пролетариата. Луначарский также утверждал, что функция художника не только в том, чтобы показать всему своему классу, каков мир сейчас, но и помочь разобраться в действительности, воспитать нового человека.