- Соцреализм в литературе
- Соцреализм в искусстве
- Соцреализм как метод
- Соцреализм как идеология
- Соцреализм и современность
- Аналитика
- pro et contra
- Библиография
- Ссылки
- Конференции
- Луначарский А.В. (3)
- Абрамов Ф.А. (0)
- Андреева Е. Ю. (1)
- Аркадьев М. П. (1)
- Астафьев В.П. (0)
- Балина М. Р. (3)
- Балина М.Р. (1)
- Белая Г. А. (5)
- Береснев В. Д.. (1)
- Бескин О. М. (1)
- Биберган Е.С. (2)
- Бобриков А.А. (2)
- Богатова М. А. (1)
- Богатырёва Е. А. (1)
- Богданов И. С. (1)
- Богданова О.В. (10)
- Боден Антуан (1)
- Бойм С.Ю. (5)
- Борев Ю. Б. (1)
- Бочаров С. Г. (1)
- Бродский И. А. (0)
- Бродский И.И. (1)
- Булавка Л. А. (1)
- Булгакова О. С. (9)
- Буш М. А. (1)
- Бушмин А.С. (1)
- Вайль П.Л. (4)
- Вайскопф М.Я. (15)
- Вайсс Даниэл (1)
- Власова Е.А. (2)
- Воскресенская В. В. (1)
- Гангнус А.А. (1)
- Гаспаров Б.М. (1)
- Гей Н. К. (2)
- Геллер Л. М. (2)
- Герчук Ю. Я. (1)
- Голомшток И. Н. (2)
- Голубков М.М. (1)
- Грабарь И.Э. (1)
- Гройс Б. Е. (1)
- Гройс Б.Е. (2)
- Гусев В.И. (1)
- Гюнтер Ханс (8)
- Добренко Е.А. (1)
- Добренко Е.А. (30)
- Драгомирецкая Н. В. (1)
- Дубровина Н.В. (3)
- Ершов Л.Ф. (1)
- Есаулов И. А. (4)
- Жилене Е. С. (3)
- Замошкин А. И. (1)
- Захаров А. В. (1)
- Золотинкина И. А. (1)
- Золотусский И.П. (1)
- Иванов-Разумник Р.В. (1)
- Игнатькова А. Д. (1)
- Илиев Стоян (0)
- Ильин И. (0)
- Казин A.Л. (1)
- Карлтон Грегори (4)
- Карпова Ю. (1)
- Кауфман Р. С. (1)
- Кеменов В. С (2)
- Киселис П. Ю. (1)
- Кларк Катерина (7)
- Ковалев В.А. (1)
- Ковынев В. (1)
- Коган Л. (1)
- Кононихин Н. Ю (1)
- Кормилов C.И. (1)
- Котов (Котов-Памирский) Н. Г. (1)
- Крылова Анна (1)
- Куляпин А. И. (3)
- Куряев И.Р. (2)
- Лавров Д. Е. (1)
- Лахусен Томас (3)
- Лебедев П. И. (1)
- Лейзеров. Н. (1)
- Ленерт Ханс (1)
- Липовецкий М.Н. (1)
- Литовская М.А. (2)
- Львов-Рогачевский В.Л. (1)
- Малли Линн (1)
- Мароти Янош (1)
- Махонин Е.А. (1)
- Мельник К.В. (1)
- Менцел Биргит (3)
- Митин Г.А. (1)
- Моллер-Салли Стивен (4)
- Морозов А. И. (1)
- Морыганов А.Ю. (1)
- Мурашов Ю. (1)
- Мурашов Юрий (5)
- Найман Эрик (1)
- Неизвестный Э. И. (1)
- Нейман М.Л. (1)
- Никё Мишель (4)
- Осьмухина О. Ю. (1)
- Паперный В. З. (1)
- Парыгин А.Б. (1)
- Петров С.М. (1)
- Постоутенко Кирилл (1)
- Пригов Д. А. (0)
- Пронин А.А. (1)
- Прохорова Т.Г. (1)
- Распутин В.Г. (0)
- Ревякина А.А. (1)
- Рогачевский Андрей (1)
- Розенталь Бернис (4)
- Розинер Ф.Я. (5)
- Ронен Омри (1)
- Рубинштейн Л. С. (0)
- Рыклин М.К. (2)
- Святославский А.В. (4)
- Северюхин Д. Я. (3)
- Синявский А.Д. (1)
- Сквозников В. Д. (1)
- Смирнов И. И. (0)
- Смирнов И.П. (2)
- Солоухин В.А. (0)
- Сорокин В. (0)
- Спиридонова Л.А. (2)
- Сухих О. С. (0)
- Сухих С.И. (1)
- Терехова М. (1)
- Терц Абрам (Синявский А.Д.) (1)
- Толстых В. (1)
- Троцкий Л. Д. (1)
- Трушкина А.П. (1)
- Тугенхольд Я. А. (1)
- Тышковска-Каспшак Э. (1)
- Фролова А. Т. (1)
- Фунтова Д.А. (1)
- Ханс Гюнтер (1)
- Хэнсген Сабина (3)
- Цветова Н. С. (1)
- Цыганов Д.М. (2)
- Чирков В.Ф. (1)
- Чудакова М.О. (2)
- Шамина В.Б. (1)
- Швайцерхоф Барбара (1)
- Шмелев И. (0)
- Шолохов М.А. (1)
- Шрамм Каролина (1)
- Шукшин В.М. (0)
- Эльсберг Я. Э. (2)
- Эткинд Е.Г. (1)
- Эфендиев Э. (1)
- Юстус Урсула (2)
- Ярославский Е. М. (1)
- Деконструкция соцреализма.
- Документы, архивы
- Жанры соцреализма
- Живопись и графика
- Идеология и культура
- истоки соцреализма
- Категории соцреалистической критики
- Метод и стиль
- Мотивы и образы соцреализма
- поэтика соцреализма
- Преодолевшие соцреализм
- семейный роман
- советская скульптура
- советская фотография
- Соц-арт
- Соцмодернизм
- Соцреализм в кинематографе и театре
- Соцреализм в музыке
- соцреализм и классика
- соцреализм и поэзия
- Соцреализм и советская действительность
- Соцреализм как феномен
- Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом
- Сталин и искусство
- Эстетика соцреализма
Фаворский В. А.
Владимир Андреевич Фаворский (2 [14] марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, Москва) — русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962). Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903–1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. Художник проиллюстрировал «Гамлета» и «Сонеты» Шекспира, «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии» и трагедию «Борис Годунов» Пушкина, библейскую книгу «Руфь», произведения Данте, Б. Пильняка, Р. Бернса, А. Франса, «Труды и дни Михаила Ломоносова» и другие книги. Умер 29 декабря 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество и теория искусства
В 1923 году А. М. Эфрос назвал художника «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство[4].
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е».
Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова.
Библиография
Лекции по теории композиции (1921—22);
Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (1925);
Организация стены росписью (1929);
Рассказы художника-гравера. — М.: Детгиз,1965;
О художнике, о творчестве, о книге / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Молодая гвардия, 1966.
О рисунке, о композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966.
Vladimir Favorsky. Progress Publishers. Moscow, 1967.
Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976.
Об искусстве, о книге, о гравюре / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Книга, 1986.
Литературно-теоретическое наследие. / Составители Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; Вступительная статья: Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — М.: Советский художник, 1988.