Фаворский В. А.
Фаворский В. А.Владимир Андреевич Фаворский (2 [14] марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, Москва) — русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903–1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. Художник проиллюстрировал «Гамлета» и «Сонеты» Шекспира, «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии» и трагедию «Борис Годунов» Пушкина, библейскую книгу «Руфь», произведения Данте, Б. Пильняка, Р. Бернса, А. Франса, «Труды и дни Михаила Ломоносова» и другие книги. Умер 29 декабря 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество и теория искусства
В 1923 году А. М. Эфрос назвал художника «Сезанном современной ксилографии». Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство[4].
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е».
Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова.
Библиография
Лекции по теории композиции (1921—22);
Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (1925);
Организация стены росписью (1929);
Рассказы художника-гравера. — М.: Детгиз,1965;
О художнике, о творчестве, о книге / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Молодая гвардия, 1966.
О рисунке, о композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966.
Vladimir Favorsky. Progress Publishers. Moscow, 1967.
Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976.
Об искусстве, о книге, о гравюре / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Книга, 1986.
Литературно-теоретическое наследие. / Составители Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; Вступительная статья: Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — М.: Советский художник, 1988. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ ЧЛЕНОВ МОСХА 25 МАРТА 1936 г.

Фаворский В. А. Живопись и графика Документы, архивы Архивное