Кеменов В. С
Кеменов В. СКеменов Владимир Семенович (1908–1980) — историк искусства, критик и государственный деятель, доктор искусствоведения; член АХ СССР (1954), вице-президент АХ СССР (с 1966). С молодых лет был непримиримым адептом соцреализма, ярым борцом с модернистскими течениями в искусстве.
В 1954—1956 годах — заместитель министра культуры СССР. В 1956—1958 годах — постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО.

Учился в 1-м МГУ на искусствоведческом отделении литературного факультета (1928—1930), был аспирантом Государственной академии искусствознания (1930—1933).
Рано продемонстрировал незаурядный талант организатора, который ему достаточно быстро удалось применить на практике. После окончания Московского университета он начал читать лекции в ГИТИСе и других столичных вузах (1933—1938). В это же время он сотрудничал с Ассоциацией художников революции (АХР), отстаивавшей принципы реалистического искусства. В 1931 году в журнале «За пролетарское искусство» — печатном органе АХРа — вышла статья Кеменова, в которой он выступил в защиту социалистического реализма.
В 1938—1940 годах — директор Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Член ВКП(б) с 1939 года. В 1940—1948 годах председатель правления ВОКС. В 1939—1953 — учёный секретарь комитета по Сталинским премиям.
В марте 1949 года присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. В это же время он начал работу в АН СССР, где стал одним из ближайших помощников директора Института истории искусств академика И. Э. Грабаря. Действительный член АХ СССР (1954).
В 1954—1956 годах — заместитель министра культуры СССР. В 1956—1958 годах — постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО. В 1958 году В. С. Кеменов защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Историческая живопись В. И. Сурикова 70-80-х годов» (опубликована в виде монографии в 1963 году; переиздание 1987). С 1960 года заведовал сектором современного зарубежного искусства Института истории искусств.
С 1966 года — вице-президент Академии художеств. 22 года проработал на посту вице-президента АХ СССР, возглавлял иностранный отдел Академии, под его руководством были налажены связи со многими крупнейшими художниками мира. В архивном фонде В. С. Кеменова в Музее-усадьбе В. И. Сурикова хранится обширная переписка Кеменова конца 1940-х — начала 1980-х годов, среди корреспондентов учёного были И. Э. Грабарь, А. Н. Турунов, В. Д. Бонч-Бруевич, Б. Б. Кафенгауз, Б. Я. Ряузов, Л. П. Греченко и другие.
Умер 14 июня 1988 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Основные работы В.С. Кеменова посвящены борьбе течений в современном искусстве и эстетике, проблемам классического русского и зарубежного, а также советского искусства. Как пишет современный исследователь Иван Черкасов, для В.С. Кеменова — советского искусствоведа — марксистское понимание истории и эстетики не было ширмой. Он искренне принимал советскую идеологию и работал в её русле, а порой искал оправдания тем произведениям Сурикова, которые вступали в конфликт с этой идеологией (религиозное творчество Сурикова, образ Александра III в сознании и работах художника). Искренняя любовь к художнику и восхищение его талантом не всегда отвечали нормам советского искусствоведения, поэтому материалы о некоторых суриковских работах так и не были опубликованы. Это касается, например, рисунка в «Коронационном сборнике Александра III» 1883 г.: «Торжественный обход вокруг храма Христа Спасителя», для анализа которого Кеменов собрал необходимый материал.
На протяжении жизни Владимир Кеменов был не только историком искусства, но и художественным критиком. Как критик он работал в русле партийной (ВКПб/КПСС) политики. Кампания против формализма и натурализма в искусстве, начатая в середине 1930‑х годов, способствовала его быстрому карьерному росту. В 1936—1937 годах передовые статьи Кеменова в газете «Правда» послужили сигналом к травле художников и художественных критиков, отклонившихся от четкой партийной линии[.
В 1940 году он сам чуть не стал жертвой доноса[6], в результате которого было проведено расследование против группы литературных критиков, возглавляемых учителем Кеменова — М. А. Лифшицем. Произошла реструктуризация отдела культуры газеты «Правда», был арестован Георгий Лукач — ближайший соратник Лифшица, также был закрыт журнал «Литературный критик». Как пишет в своём эссе мировоззренческий противник Кеменова Сергей Фофанов, «Способность Кеменова чутко реагировать на любые изменения во властных кругах и умение подстраиваться под новые условия помогли ему не только избежать расправы, но даже укрепить свои позиции».
На протяжении 1940-х годов В. С. Кеменов находился в постоянном контакте с А. А. Ждановым, Г. М. Маленковым и В. М. Молотовым. 21 февраля 1946 года он был приглашён в Кремль на встречу со Сталиным. За свою долгую жизнь он занимал практически все ключевые посты в СССР, касавшиеся вопросов культуры, и при этом всегда умел оставаться в тени.

Сочинения
Против буржуазного искусства и искусствознания / Под ред. И. Э. Грабаря и В. С. Кеменова. М.:Изд-во Академии Наук СССР, 1951;
Об объективном характере законов реалистического искусства. М.: Знание, 1954;
Статьи об искусстве, М., 1956;
Против абстракционизма. В спорах о реализме. Л.: Художник РСФСР, 1963.
«Историческая живопись Сурикова». 1870—1880-е гг., М., 1963;
«Против абстракционизма. В спорах о реализме». Сб. ст., 2 изд., М., 1969;
«Картины Веласкеса», М., 1969.
«Веласкес в музеях СССР» (1979)

О ФОРМАЛИСТАХ И «ОТСТАЛОМ» ЗРИТЕЛЕ

Кеменов В. С Документы, архивы Архивное

ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА И НАТУРАЛИЗМА В ЖИВОПИСИ

Кеменов В. С Документы, архивы Архивное