Пригов Д. А.
Пригов Д. А.Дми́трий Алекса́ндрович При́гов (5 ноября 1940 — 16 июля 2007) — поэт, художник-график, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Пригов был известен как поэт, прозаик и скульптор. Кроме того, он занимался музыкой и живописью, писал пьесы и устраивал зрелищные перформансы. Дмитрий Александрович не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с конкретным видом творчества, и в интервью называл себя деятелем культуры.

Первые стихотворения он начал писать еще в середине 50-х, но долго не мог найти свой стиль, находясь под влиянием Бориса Пастернака и Анны Ахматовой. С годами поэт решил отойти от принятых канонов и рамок, благодаря чему его творчество стало неповторимым и узнаваемым.

Литератор считается одним из основателей московского концептуализма наряду с Львом Рубинштейном, Всеволодом Некрасовым, Владимиром Сорокиным и Ильей Кабаковым. Некоторые исследователи считают, что на становление этого направления повлияли произведения почитателей эстрадной лирики.

Важным элементом творчества Пригова был его образ. Он примерял разный имидж поэта — кликуши, глашатая, мистагога, что находило отражение не только в стихах, но и в поведении. Свои публикации литератор всегда подписывал как Дмитрий Александрович Пригов, настаивая на обязательном употреблении отчества при упоминании о нем.

В поэтической работе он отличался удивительной плодовитостью, что стало поводом не только для шуток, но и для критики. Однажды деятель даже поставил себе цель написать 24 тысячи стихов к 2000 году, с чем успешно справился. Из них при жизни знаменитости была опубликована лишь малая часть работ, но он не считал это необходимостью.

Автор сочинял преимущественно короткие стихи, находя вдохновение в советской действительности и действующем политическом режиме. Они становились полноценными произведениями, лишь объединяясь в циклы с разными тематиками.

Ярким образом поэзии Пригова стал «милицанер», которому посвящен «Апофеоз милицанера». Этот герой представляет собой некое олицетворение тоталитарного режима. Кроме того, в сборнике, как и во многих других, раскрывается чувство юмора поэта. Популярность обрели его «оральные кантаты», которые стали отдельным направлением творчества.

Не менее почитаемой была проза Дмитрия Александровича, которую он, в отличие от стихов, появляющихся только из-под клавиш печатной машинки, создавал на компьютере. Читателям полюбились книги «Живите в Москве» и «Только моя Япония», в которых присутствуют отсылки к биографии автора. А вот рассказы «Катя китайская» и «Ренат и дракон» оказались сложнее для восприятия.

Несмотря на то, что Пригов писал много и часто, в СССР он долгое время был известен только в узких кругах. Зато за границей поэт и прозаик успешно печатался в русскоязычных изданиях «Каталог» и «А-Я». Массовому советскому читателю творчество литератора стало доступно в начале 90-х, когда вышел сборник «Слезы геральдической души».

В это время автор состоял в Союзе писателей СССР и пробовал силы в музыке. Он писал тексты для коллективов, а затем создал пародийную рок-группу «Среднерусская возвышенность», в которой прославился благодаря своему «крику кикиморы». Также литератор работал с «НТО Рецепт».

Как художник и скульптор в начале своего творчества Дмитрий Александрович вдохновлялся культурой андеграунда. В Советском Союзе его картины были впервые выставлены в 1987 году в рамках проекта «Неофициальное искусство». В последующие годы выставки и инсталляции проводились в городах Европы и США. Отдельного внимания заслужили портреты монстров, которые создавал концептуалист.

Библиография
1985 — «Стихограммы»
1993 — «Пятьдесят капелек крови»
1995 — «Явление стиха после его смерти»
1996 — «Сборник предуведомлений к разнообразным вещам»
1997 — «Написанное с 1975 по 1989»
1997 — «Советские тексты»
1997 — «Подобранный Пригов»
1998 — «Написанное с 1990 по 1994»
2000 — «Живите в Москве. Рукопись на правах романа»
2001 — «Только моя Япония»
2002 — «Дитя и смерть»
2005 — «Ренат и Дракон»
2007 — «Разнообразие всего»
2014 — «Двадцать один разговор и одно дружеское послание»
Фильмография
1990 — Такси-блюз»
1998 — Хрусталёв, машину!»
2002 — Шоссе энтузиастов»
Выставки
2003 — «Мягко». Галерея Петра Войса, Москва
2006 — «Монстрология». Галерея Петра Войса, Москва
2008 — «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!». Московский музей современного искусства, Москва
2011 — «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов». Государственный Эрмитаж, в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства, Венеция
2014 — «Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма и далее». Государственная Третьяковская галерея, Москва
2017 — «Пригов. Москвадва». Центр Гиляровского, Москва

Источник https://24smi.org/celebrity/129398-dmitrii-prigov.html