- Соцреализм в литературе
- Соцреализм в искусстве
- Живопись
- Архитектура и скульптура
- Соцреализм как метод
- Соцреализм как идеология
- Соцреализм и современность
- Аналитика
- pro et contra
- Библиография
- Ссылки
- Конференции
- Григорьев С. А. (1)
- Жданов А. А. (2)
- Луначарский А.В. (3)
- Абрамов Ф.А. (0)
- Андреева Е. Ю. (1)
- Ариас-Вихиль М. А. (1)
- Аркадьев М. П. (1)
- Астафьев В.П. (0)
- Бабиченко Д. Л. (2)
- Балина М. Р. (3)
- Балина М.Р. (1)
- Баранова Т. Н. (3)
- Белая Г. А. (5)
- Береснев В. Д.. (1)
- Бескин О. М. (1)
- Биберган Е.С. (2)
- Биберган Е.С. (2)
- Бобриков А.А. (2)
- Богатова М. А. (1)
- Богатырев Д.К. (3)
- Богатырёва Е. А. (1)
- Богатырева Л. В. (3)
- Богданов И. С. (1)
- Богданова О.В. (10)
- Богданова О.В. (17)
- Боден Антуан (1)
- Бойм С.Ю. (5)
- Борев Ю. Б. (1)
- Бочаров С. Г. (1)
- Бродский И. (2)
- Бродский И. А. (0)
- Булавка Л. А. (1)
- Булгакова О. С. (9)
- Бурая М. (1)
- Буш М. А. (1)
- Бушмин А.С. (2)
- Вайль П.Л. (4)
- Вайскопф М.Я. (15)
- Вайсс Даниэл (1)
- Власова Е. (3)
- Власова Е.А. (2)
- Воскресенская В. В. (1)
- Гангнус А.А. (1)
- Гаспаров Б.М. (2)
- Гей Н. К. (2)
- Геллер Л. М. (2)
- Герчук Ю. Я. (1)
- Голомшток И. Н. (2)
- Голубков М.М. (1)
- Горький М. (1)
- Грабарь И.Э. (1)
- Гройс Б. Е. (2)
- Гройс Б.Е. (2)
- Гусев В.И. (1)
- Гюнтер Ханс (8)
- Дейнека А. (4)
- Добренко Е.А. (2)
- Драгомирецкая Н. В. (1)
- Дубровина Н.В. (3)
- Евграфова Л. В. (1)
- Ерофеев В. (1)
- Ершов Л.Ф. (1)
- Есаулов И. А. (4)
- Жилене Е. С. (3)
- Жилине Е.С. (15)
- Замошкин А. И. (1)
- Захаров А. В. (1)
- Захаров А.В. (1)
- Зелинский К. (1)
- Золотинкина И. А. (1)
- Золотусский И.П. (1)
- Иванов-Разумник Р.В. (3)
- Игнатькова А. Д. (1)
- Илиев Стоян (0)
- Ильин И. (0)
- Иогансон Б. (2)
- Ишанова А. К. (1)
- Казин A.Л. (1)
- Карлтон Грегори (4)
- Карпова Ю. (1)
- Кауфман Р. С. (1)
- Кеменов В. С (2)
- Киселис П. Ю. (1)
- Кларк К. (1)
- Кларк Катерина (7)
- Ковалев В.А. (1)
- Ковынев В. (1)
- Коган Л. (1)
- Кондаков М. В. (1)
- Кононихин Н. Ю (1)
- Кормилов C.И. (1)
- Кормилов С. И. (4)
- Котов (Котов-Памирский) Н. Г. (1)
- Крылова Анна (1)
- Куляпин А. И. (3)
- Куряев И.Р. (3)
- Лавров Д. Е. (1)
- Лахусен Томас (3)
- Лебедев П. И. (1)
- Лейзеров. Н. (1)
- Ленерт Ханс (1)
- Либединский Ю.Н. (1)
- Липовецкий М.Н. (1)
- Литовская М.А. (3)
- Львов-Рогачевский В.Л. (1)
- Малли Линн (1)
- Мароти Янош (1)
- Махонин Е.А. (1)
- Машков И. (3)
- Мельник К.В. (1)
- Менцел Биргит (3)
- Митин Г.А. (1)
- Моллер-Салли Стивен (4)
- Морозов А. И. (1)
- Морыганов А.Ю. (1)
- Московская Д. С. (2)
- Мурашов Ю. (1)
- Мурашов Юрий (5)
- Найман Эрик (1)
- Неизвестный Э. И. (1)
- Нейман М.Л. (1)
- Никё Мишель (4)
- Николсон М. (1)
- Овсянникова Е.П. (3)
- Осьмухина О. Ю. (3)
- Паперный В. З. (1)
- Парыгин А.Б. (1)
- Перцов В. О. (1)
- Петров С.М. (1)
- Пименов Ю. (3)
- Пинский А. (1)
- Померанцев В. М. (1)
- Постоутенко Кирилл (1)
- Пригов Д. А. (0)
- Пронин А.А. (3)
- Прохорова Т.Г. (1)
- Распутин В.Г. (0)
- Ревякина А.А. (1)
- Решетников Ф. (2)
- Рогачевский Андрей (1)
- Розенталь Бернис (4)
- Розинер Ф.Я. (5)
- Ронен Омри (1)
- Рубинштейн Л. С. (0)
- Рыбаков А. Н. (1)
- Рыклин М.К. (2)
- Рябчикова А.В. (2)
- Саватеев В. Я. (1)
- Самохвалов А. (2)
- Святославский А.В. (10)
- Северюхин Д. Я. (5)
- Синявский А.Д. (1)
- Скаков Н. (1)
- Сквозников В. Д. (1)
- Скороспелова Е. Б. (1)
- Смирнов И. И. (0)
- Смирнов И.П. (2)
- Солоухин В.А. (0)
- Сорокин В. (0)
- Спиридонова Л.А. (2)
- Сухих О. С. (0)
- Сухих С.И. (1)
- Тарасенков А. К. (1)
- Терехова М. (1)
- Терц Абрам (Синявский А.Д.) (1)
- Тихонов Н. С. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Толстых В. (1)
- Троцкий Л. Д. (1)
- Трушкина А.П. (1)
- Тугенхольд Я. А. (1)
- Тышковска-Каспшак Э. (1)
- Ульянов-Ленин В.И. (1)
- Фаворский В. А. (1)
- Фадеев А. А. (4)
- Фролова А. Т. (1)
- Фунтова Д.А. (1)
- Ханс Гюнтер (1)
- Хэнсген Сабина (3)
- Цветова Н. С. (1)
- Цыганов Д.М. (3)
- Чирков В.Ф. (1)
- Чудакова М.О. (3)
- Шамина В.Б. (1)
- Швайцерхоф Барбара (1)
- Широглазова Н. С. (1)
- Шмелев И. (0)
- Шолохов М.А. (1)
- Шрамм Каролина (1)
- Шукшин В.М. (0)
- Эльсберг Я. Э. (2)
- Эткинд Е.Г. (1)
- Эфендиев Э. (1)
- Юдин П. Ф. (1)
- Юстус Урсула (2)
- Янковская Г. А. (1)
- Ярославский Е. М. (1)
- Деконструкция соцреализма.
- Документы, архивы
- Жанры соцреализма
- Живопись и графика
- Идеология и культура
- истоки соцреализма
- Категории соцреалистической критики
- Метод и стиль
- Мотивы и образы соцреализма
- поэтика соцреализма
- Преодолевшие соцреализм
- семейный роман
- советская скульптура
- советская фотография
- Соц-арт
- Соцмодернизм
- Соцреализм в кинематографе и театре
- Соцреализм в музыке
- соцреализм и классика
- соцреализм и поэзия
- Соцреализм и советская действительность
- Соцреализм как феномен
- Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом
- Сталин и искусство
- Эстетика соцреализма
Бродский И.И.

Исаа́к Изра́илевич Бро́дский (25 декабря 1883 [6 января 1884], Софиевка, Таврическая губерния — 14 августа 1939, Ленинград) — русский, позднее советский живописец и график, один из основоположников живописи социалистического реализма, педагог и коллекционер; мастер исторической картины и портретист, автор обширной изобразительной ленинианы, карикатурист. Профессор (с 1932) и директор (с 1934) Всероссийской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932); первый художник — кавалер ордена Ленина (1934).
(1883 [1884 по григорианскому календарю]–1939), художник, график, искусствовед и педагог. Исаак Бродский родился в Софиевке (Таврическая губерния) и с 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище. Затем он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге до 1908 года и получил от этого института грант на поездку в Западную Европу в 1909–1911 годах.
Уже в 1904 году Бродский выставлял свои картины в различных объединениях, в частности в Обществе передвижных художественных выставок и группе «Мир искусства». До 1917 года он в основном писал пейзажи и портреты. Примерами первого жанра являются «Сквозь ветви» (1907; Музей живописи И. Бродского, Санкт-Петербург); второй жанр представлен его «Портретом жены художника на террасе» (1908; Русский государственный музей, Санкт-Петербург). Обладая тонким чувством цвета, Бродский сочетал реалистичное изображение природы с импрессионистскими техниками и стилизацией в духе ар-нуво. Критики благосклонно отзывались о его ярких работах, и он быстро добился коммерческого успеха. Он стал модным портретистом, и ведущие политические, культурные и литературные деятели России с удовольствием позировали ему и заказывали портреты. Так, например, ещё будучи студентом, путешествующим за границей, он написал «Портрет Горького на острове Капри» (1910; Музей А. М. Горького, Москва).
Социальные и политические взгляды Бродского отражали русский либерализм. В 1905 году он принимал участие в студенческой забастовке в Академии художеств, а в 1907 году нарисовал политические карикатуры для ряда оппозиционных сатирических журналов. События первой русской революции также стали источником для одной из редких работ Бродского на еврейскую тему, картины "После погрома" (After the Pogrom; 1907). Хотя он был далек от основного течения еврейской культурной и общественной жизни, Бродский был членом правления Еврейского общества поощрения искусства и участвовал в его выставке 1916 года, а также в Выставке картин и скульптур еврейских художников, состоявшейся в Москве в июле–Август 1918 года.
После революции 1917 года Бродский стал одним из первых советских художников, использовавших жанр многофигурной монументальной композиции для изображения событий большевистской революции и прославления её лидеров (среди его работ была «Ленин и демонстрация» [1919]). В 1924 году Бродский был лидером и идеологом Ассоциации художников революционной России (АХРР) — группы художников, которые использовали реализм и ставили перед собой цель «подчинить художественное творчество задачам социалистического строительства». Стремясь к этим «целям», Бродский написал несколько крупноформатных полотен с Лениным в качестве главной фигуры («Ленин в своем кабинете» [1924], «Выступление Ленина на Путиловском заводе» [1926], «Ленин в Смольном» [1930] и другие).
В 1928 году, после завершения работы над портретом Сталина, Бродский стал ведущим официальным художником-портретистом Советского Союза. В 1932 году он был назначен профессором Всероссийской академии художеств (в Ленинграде), а с 1934 года был ее директором. Его картины задают основной иконографический стандарт изображения Ленина в советской живописи. Действительно, творчество Бродского оказало большое влияние на формирование стиля официального советского искусства.
(1883 [1884 по григорианскому календарю]–1939), художник, график, искусствовед и педагог. Исаак Бродский родился в Софиевке (Таврическая губерния) и с 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище. Затем он учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге до 1908 года и получил от этого института грант на поездку в Западную Европу в 1909–1911 годах.
Уже в 1904 году Бродский выставлял свои картины в различных объединениях, в частности в Обществе передвижных художественных выставок и группе «Мир искусства». До 1917 года он в основном писал пейзажи и портреты. Примерами первого жанра являются «Сквозь ветви» (1907; Музей живописи И. Бродского, Санкт-Петербург); второй жанр представлен его «Портретом жены художника на террасе» (1908; Русский государственный музей, Санкт-Петербург). Обладая тонким чувством цвета, Бродский сочетал реалистичное изображение природы с импрессионистскими техниками и стилизацией в духе ар-нуво. Критики благосклонно отзывались о его ярких работах, и он быстро добился коммерческого успеха. Он стал модным портретистом, и ведущие политические, культурные и литературные деятели России с удовольствием позировали ему и заказывали портреты. Так, например, ещё будучи студентом, путешествующим за границей, он написал «Портрет Горького на острове Капри» (1910; Музей А. М. Горького, Москва).
Социальные и политические взгляды Бродского отражали русский либерализм. В 1905 году он принимал участие в студенческой забастовке в Академии художеств, а в 1907 году нарисовал политические карикатуры для ряда оппозиционных сатирических журналов. События первой русской революции также стали источником для одной из редких работ Бродского на еврейскую тему, картины "После погрома" (After the Pogrom; 1907). Хотя он был далек от основного течения еврейской культурной и общественной жизни, Бродский был членом правления Еврейского общества поощрения искусства и участвовал в его выставке 1916 года, а также в Выставке картин и скульптур еврейских художников, состоявшейся в Москве в июле–Август 1918 года.
После революции 1917 года Бродский стал одним из первых советских художников, использовавших жанр многофигурной монументальной композиции для изображения событий большевистской революции и прославления её лидеров (среди его работ была «Ленин и демонстрация» [1919]). В 1924 году Бродский был лидером и идеологом Ассоциации художников революционной России (АХРР) — группы художников, которые использовали реализм и ставили перед собой цель «подчинить художественное творчество задачам социалистического строительства». Стремясь к этим «целям», Бродский написал несколько крупноформатных полотен с Лениным в качестве главной фигуры («Ленин в своем кабинете» [1924], «Выступление Ленина на Путиловском заводе» [1926], «Ленин в Смольном» [1930] и другие).
В 1928 году, после завершения работы над портретом Сталина, Бродский стал ведущим официальным художником-портретистом Советского Союза. В 1932 году он был назначен профессором Всероссийской академии художеств (в Ленинграде), а с 1934 года был ее директором. Его картины задают основной иконографический стандарт изображения Ленина в советской живописи. Действительно, творчество Бродского оказало большое влияние на формирование стиля официального советского искусства.