[ПРЕДИСЛОВИЕ К КАТАЛОГУ ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКИ]
 [ПРЕДИСЛОВИЕ К КАТАЛОГУ ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКИ]

Михаил Аркадьев

[ПРЕДИСЛОВИЕ К КАТАЛОГУ ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКИ][i]

В дни 15-летия Октябрьской революции фронт изобразительного искусства демонстрирует перед трудящимися Ленинграда свою работу, свои достижения, свой путь за эти 15 лет. По существу, перед нами впервые столь грандиозная по масштабу художественная выставка, имеющая громадное политическое и воспитательное значение.

На пей в ряде многочисленных полотен (а их намечается больше 2000) будет показан путь каждого более или менее выдающегося советского художника, его основные этапы творчества, его сначала робкие и затем все более определенные и настойчивые стремления включиться в строительство социализма, показать это строительство средствами своего искусства.

На примере творческого пути многих выдающихся мастеров нашего изобразительного искусства, как в зеркале отражаются пути советской творческой интеллигенции за эти 15 лет: от непризнания к аполитичности, от сочувствия к активному включению в строительство социализма.

Не голые фразы, не декларации, а творческие документы, созданные вдохновением художника, говорят и убедительно демонстрируют отношение к художественной интеллигенции к строительству социализма.

И еще один очень значительный и важный момент: на выставке мы демонстрируем работу художников, выросших и начавших свою работу уже при советской власти. Это сравнительно более молодое поколение, росшее, как художник одновременно с ростом социализма в нашей стране, выступает наравне со старыми мастерами с отчетом перед широкой советской общественностью. И не предрешая выводов, которые должны быть сделаны на основании детального изучения их работ, надо признать, что это молодое поколение, как художники, чрезвычайно интересно, что среди них мы имеем блестящих мастеров, при чем в количество, насчитываемом во всяком случае не единицами. Поэтому данная выставка— это по существу документальная аргументация той оценки, которую 23 апреля 1932 г. дал ЦК нашей партии состоянию творческих организаций и которая была вызвана политической и художественной перегруппировкой творческих сил в сторону советской власти, ростом молодых советских кадров, а также тем, что старые организационные фермы в связи с этой перегруппировкой стали в противоречие с выросшими требованиями жизни.

Уже сейчас мы можем констатировать громадное положительное значение решения ЦК. Работа по организации выставки (а организовали выставку с помощью государственных органов сами художники), отбор экспонатов' па выставку, произведенный самими художниками, в лице комиссии жюри, в состав которой входило около 20 человек (все художники), участие на данной выставке художников всех направлений, всех групп и объединений (что было бы невозможным сделать ранее до слияния всех разрозненных и часто конкурирующих между собой групп в один творческий союз), тематика, над которой работают советские художники — все это говорит о том, что в результате решения ЦК советские художники еще теснее сплотились вокруг партии, задач социалистического строительства, международной революции.

Поэтому уместно задавать и ставить вопрос относительно перестройки мировоззрения художников за эти 15 лет, так как, несомненно, что овладение социалистическим мировоззрением пролетариата— исторически самым передовым и революционным мировоззрением —необходимо для каждого художника, который хочет быть передовым выразителем идей и интересов нового общества.

Мы опять не хотим предвосхищать тех выводов, которые надо будет сделать после открытия самой выставки и очень внимательного просмотра ее и изучения.

Но полагаем, опираясь на значение самих художников, на ознакомление с рядок их работ, что вывод в основном должен быть положительным.

Понятно, что для того, чтобы быть передовым революционным художником, необходимо обладать еще художественным дарованием, умением убедительно отображать мысли и чувства в художественных образах, хорошо знать и попять то, что изображаешь на полотне и т. д.

С этой, именно, точки зрения надо подходить к ленинградской выставке: «Советские художники за 15 лет». Само название выставки говорит о том, что мы не считаем данную выставку всеобъемлющей. По существу, мы имеем только работы московских и ленинградских художников, причем только художников-живописцев, графиков и отчасти скульпторов. Участие многих художников в национальных выставках союзных республик, устраиваемых к годовщине Октября, не позволили организовать показ творческой работы художников всего Союза. Эту задачу, согласно решению Правительственной комиссия, мы думаем осуществить в первой половине будущего года в Москве.

Но все это никоим образом не снижает значения данной выставки. Материал, представленный на выставке, достаточен для того, чтобы на основе его приступить к серьезному научному изучению путей советской живописи за 15 лет, достаточен также для самих художников, чтобы сделать для себя соответствующие выводы относительно дальнейшей творческой практики.

Как мы уже отмечали, сама экспозиция выставки составлена таким образом, чтобы показать по возможности путь советских художников за 15 лет. Понятно, что при этом необходимо было также показать и те основные направления, по которым развивалась советская живопись.

Таким образом зритель должен получить представление о том, как изменились основные направления нашей живописи под влиянием главным образом успехов социалистического строительства в нашей стране, какими путями шел художник в нашей стразе для того, чтобы активно включиться в строительство социализма.

Грубо схема экспозиции представляется в следующем виде: начинается выставка залом, специально посвященным В. И. Ленину. В ней дается попытка отобразить значение вождя для самой Октябрьской революции и для развития и укрепления советской власти — отобразить так, как понимал это художник. Надо признать, что это чрезвычайно трудная ответственная задача, требует в' дальнейшем еще большой творческой работы художников.

Дальше на выставке достаточно широко развертывается работа и творчество основных ведущих групп, существовавших в различные периоды и объединявших художников: ОСТ, «Бубновый валет», ОМХ[ii], «Мир искусства», «4 искусства»[iii], АХР и ряд других группировок.

Все эти основные группы (я не перечисляю здесь всех, также и отдельных художников, находившихся вне групп, работы которых показываются па выставке), идя совершенно различными путями от беспредметничества, формализма, от аполитичной тематики, борясь между собой к моменту решения ЦК партии о творческих организациях, почти единодушно подходят к утверждению лозунга о советской тематике и к действительному включению в строительство социализма.

Этого главнейшего пиитического вывода, имеющего глубокое принципиальное значение, никто не сможет опровергнуть. Тысяча полотен демонстрирует эту важнейшую политическую победу — искусство целиком перешло на службу социализма.

Помимо живописи, выставка демонстрирует ряд прекрасных акварельных работ по графике и скульптуре крупнейших наших мастеров.

Устраиваются специально два мемориальных зала: в одном из них выставлены последние работы Головина, в другом— Кустодиева. Какой общий вывод следует сделать из этой первой большой советской выставки, не касаясь, опять-таки, тех выводов, которые должны будут сделать искусствоведы на основании большой научно-исследовательской работы?

Выставка представляет громадный политический и художественный интерес. Путь Советского художника. завершается тем, что он становится активным строителем социализма в нашей стране. Творчество советских художников находится на высоком, художественном уровне. Это не сумеречная, унылая выставка, а выставка яркая, полная глубокого содержания и крепкой советской тематики.

Эта выставка в противовес упадочническому искусству Запада, где мы наблюдаем творческий тупик даже у таких блестящих мастеров, как Пикассо, и др., показывает, что победа в творческом соревновании советских художников обеспечена.

 



[i] Аркадьев М. П.  [Предисловие к каталогу] // Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика и скульптура. Л.: Издание: Гос. Русский музей, 1932. С. 3–8. Выставка открылась 13 ноября 1932 года в залах Государственного Русского музея. Экспонировалось свыше 2800 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Правительственную комиссию по устройству выставки возглавлял нарком просвещения член ЦК ВКП(б) А. С. Бубнов, председателем выставочного комитета был Михаил Павлович Аркадьев (1896–1937) —  дипломат и административный деятель культуры. Спустя пять лет после выставки он был арестован и расстрелян по сфабрикованному делу.


[ii] ОМХ (Общество московских художников) — возникло в 1927 году на основе слияния нескольких группировок (бывшие члены «Бубнового валета», объединений «Московские живописцы», «Бытие», «Маковец» и др.). Члены-учредители: И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, А. Д. Древин, Б. Д. Королёв, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, М. С. Родионов, В. В. Рождественский и др. По уставу, принятому в 1928 году, ОМХ работало при Государственной академия художественных наук (ГАХН). Объединяющей основой для художников, вошедших в ОМХ, стало следование принципам «живописной культуре», преемственность традиций, понимание станковой картины как цельного художественного организма. Реализм понимался ими как синтез совершенной живописной формы и реального отображения действительности.


[iii] «Четыре искусства» — московско-ленинградское художественное объединение, действовавшее в 1924—1931 годах. Было основано художниками старшего поколения, входившими ранее в общество «Мир искусства» и сохранявшими приверженность к традиции и высокому мастерству. Среди участников: Л. А. Бруни, И. С. Ефимов, И. В. Жолтовский, К. Н. Истомин, П. В. Кузнецов, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, В. И. Мухина, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, В. А. Фаворский, А. В. Щусев и др. Общество часто провело три выставки в Москве (1925, 1926 ,1929) и в одну в Ленинграде (1928). Общество влилось в АХРР и в 1931 году прекратило существование.





ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Синявский А.Д. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

Пролетарские писатели

Львов-Рогачевский В.Л. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом

Гройс Б.Е. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

СОВЕТСК ОЕ ИСКУССТВО НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ И В ЭКСПОЗИЦИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ 1990–2020-х ГОДОВ.

Андреева Е. Ю. Живопись и графика Мотивы и образы соцреализма Публикация

СУРОВЫЙ СТИЛЬ: МОБИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Бобриков А.А. Метод и стиль Идеология и культура Жанры соцреализма Публикация

ДИАЛОГ С ХРУЩЕВЫМ. ИЗ КНИГИ «ГОВОРИТ ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ».

Неизвестный Э. И. Документы, архивы Публикация
Новости 1 - 6 из 49
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все