ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА АХР ФИЛИАЛАМ, ВСЕМ ЧЛЕНАМ II КАНДИДАТАМ АХР [1928]

[П. Ю. Киселис] ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА АХР ФИЛИАЛАМ, ВСЕМ ЧЛЕНАМ II КАНДИДАТАМ АХР [1928][i]


Дорогие товарищи!

Первый период деятельности АХР охарактеризовался как период собирания распыленных одиночек художников в единую организацию, силы которой должны быть направлены на служение революции, на содействие пролетариату в его героической борьбе с классовыми врагами.

Мы объединились по признакам реалистического изображения сюжетов революционного содержания, ставя первым условием понятность форм художественного языка широким массам, чтобы таким образом противопоставить себя нашим противникам, которые под лозунгом «искусство для искусства» или «борьба за культуру в изоискусстве» старались быть аполитичными или зачастую «протаскивали» чуждую идеологию, то есть допускали культурное обескровливание борющегося рабочего и крестьянина, что не менее опасно, нежели прямые блокады и военные интервенции.

В это время выступление АХР обозначало революционный акт.

Идя этим путем, мы создали художественную организацию, свидетельствовавшую своими произведениями, выставками и общественной работой об искреннем желании и способности художников служить пролетарской революции.

Это был наш первый идеологический и организационный этап.

Усиливающийся рост социалистического строительства, ведущий за собой быстрый общекультурный подъем широчайших масс трудящихся, ставит перед нами, художниками революции, как идеологическими выразителями через наши изобразительные произведения устремлений передового авангарда этих масс, следующую очередную задачу: пересмотреть весь наш технический багаж знаний и средств так, чтобы он соответствовал тем требованиям, с которыми мы встречаемся при решении проблем культурной революции, то есть переустройства всей нашей жизни и быта на новых, лучших, более совершенных началах.

Должна быть объявлена решительная война всем пережиткам прошлого, тормозящим развитие искусства революции, анархическому индивидуализму, политической безграмотности или отсталости, художническому эпигонству и пассивному отражению явлений жизни и событий. Мы, ахровцы, должны быть с передовыми бойцами борющегося пролетариата, каждое наше произведение должно быть вкладом или цементом, скрепляющим части социалистического строительства.

Вся наша деятельность должна быть направлена так, чтобы, организуя чувства, мысли и волю борющегося класса под руководством боевого авангарда этого класса — Коммунистической партии, поднимать ведомые ею широчайшие массы рабочих и крестьян для дальнейшей работы и строительства.

Для достижения успеха в исполнении этой задачи необходимо, чтобы каждый филиал АХР и каждый ахровец теснее связались с местами, ячейками ВКП(б) и советскими органами на местах, профсоюзными- и политпросветорганизациями для получения местных конкретных заданий — при содействии этих организаций узнать нужды рабоче-крестьянских коллективов, клубов, изб-читален и т. п. учреждений. После этого со ставить календарный план своей деятельности — н а — т е к у щ и й — год (до 1 мая 1929 г. включительно).

Кроме общегодичного плана выставок каждого филиала, должен быть составлен реальный план работы по внутриахровским разделам: 1) общественно-политическим, 2) научно-художественным (студийным) и 3) марксистским искусствоведческо-критическим кружкам, организация которых для каждого филиала АХР должна быть поставлена в порядок дня как обязательная.

Особым разделом в работе филиалов АХР должна стать общественно-художественно-просветительная работа, через клубы при фабрично-заводских предприятиях, дворцах труда, избах-читальнях и т. д., для которой выделить наиболее активных членов АХР. привлекая сочувствующих декларации АХР писателей, критиков и искусствоведов для пропаганды изоискусства и его усвоения массовым зрителем в марксистско-критическом освещении.

Таким образом, мы достигнем того, что искусство будет понято массами, а стало быть, увеличатся и расширятся кадры потребителей нашего производства.

Здесь приходится указать, что ведшаяся за истекшее время работа среди ахровской молодежи (ОМАХР) и попытки выявления — художников-самоучек, самородков (из среды рабочих и крестьян) были далеко не на высоте поставленной задачи, разрешаясь в некоторых филиалах «случайно», без системы и плана лишь отдельными товарищами, без систематического руководства со стороны правления филиала, а в иных — просто отсутствовали. Центральный совет АХР обращает внимание всех товарищей, членов АХР, на этот вопрос и будет настаивать на должном к нему внимании, так как это есть путь дальнейшего пополнения наших рядов.

Вопрос о повышении профессиональной квалификации каждого нашего товарища — сугубо важный вопрос. Здесь необходимо продумать и проработать план повышения качества не только наших произведений, но и всей нашей работы по всем разделам деятельности АХР и усиления инициативы согласно местным условиям.

Центральный совет АХР принимает меры к оказанию помощи местам, возбуждая ходатайства в соответствующих центральных учреждениях (одновременно включая в смету наступающего бюджетного года с 1 октября специальный раздел).

Одним из видов помощи и проверки будет служить намеченная в этом году выставка лучших произведений местных работников в Москве путем отбора их на выставках филиалов.

. Одновременно с настоящим письмом рассылается ориентировочный список тем, выработанных АХР совместно с Музеем Революции СССР, к предполагаемой ко времени XII годовщины Октября выставке «Революция и культура», которая будет подготовляться путем широкого конкурса эскизов на получение поддержки по исполнению самих произведений.

Призывая всех ахровцев и сочувствующих этому начинанию, Центральный совет АХР обращает внимание товарищей на то, что общественно-художественная работа наша, участие художников в социалистическом строительстве заключается не только в писании тематических картин, но и в участии в повседневной работе оформления быта, особенно революционных празднеств (7—10 ноября, день МЮДа, Международный женский день, 1 Мая и т. д.), выдающихся местных событий, съездов, конференций, кампаний по ликвидации неграмотности, Осоавиахима, «Праздник урожая», сельскохозяйственные выставки и т. д. ; работа в клубах, избах-читальнях и т. п. представляет не менее важную задачу.

Здесь должно быть обращено достаточное внимание на возможности применения и использования всех родов и видов так называемого производственного искусства (полиграфическая промышленность, керамика, обработка дерева, металла, текстиль и т. п. области применения художественного труда в области индустрии и техники). При каждом филиале, по мере возможности, необходимо организовать ячейки работников всех специальностей.

Московский губернский совет профессиональных союзов выразил принципиально согласие на ассигнование специальных средств по премированию проектов художественных украшений клубов, красных уголков и предметов быта, для издания лучших из произведений этого порядка особыми альбомами.

Центральный совет АХР обращает внимание местных филиалов на недостаточное развитие до сего времени инициативы мест по предложениям издательству АХР для издания всевозможной массовой художественной литературы (лубки, плакаты и проч.).

Редколлегии издательства приходится, находясь в Москве, придумывать т е м ы, в то время как товарищи в филиалах лучше знают бытовые потребности и нужды мест (особенно при работе среди национальных меньшинств).

Рекомендуется быть в этом разделе более настойчивыми в отношении к руководящему аппарату издательства АХР.

Происходившая в Москве с 12 по 20 июня с. г. конференция педагогов художественных техникумов показала, что недостаточен контингент членов АХР, вовлеченных в эту работу, а в иных случаях (например, в Рязани) филиал не сумел вовлечь педагогов местного техникума в работу филиала АХР.

В иных местах наблюдается организационный антагонизм, что является совершенно недопустимым явлением.

В отношении других художественных группировок и отдельных художников, стоящих идеологически близко к программе АХР (см. обращение ко всем художникам), необходимо вести линию сближения и товарищеской поддержки. Должно помнить, что в предстоящем федерировании художественных группировок АХР должна быть инициатором, а в федерации занять должное место и политическую роль.

Необходимо готовиться к предстоящему всесоюзному съезду художников, который намечен ЦК Всерабиса на осень этого года.

Изложенное является основными директивами съезда АХР, которые совет АХР возложил для проведения на секретариат.

По поручению Центрального совета АХР — горячий товарищеский ахровский привет!

   

[i] Впервые опубликовано: Бюллетень Информационного бюро АХР... Цитируется по изданию: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов… С. 148—151. То же: Ассоциация художников революционной России. С. 306–308. Киселис Петр Юрьевич (1890–1940), художник-портретист, педагог. В годы Гражданской войны — художник поезда председателя РВС Л. Д. Троцкого. Один из основателей и активный деятель АХРР — АХР, в 1928 году — ответственный секретарь Центрального совета АХР. В 1930 году в ходе «чисток» был исключен из АХР, а в 1937 году арестован; умер в лагере.


ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА И НАТУРАЛИЗМА В ЖИВОПИСИ

Кеменов В. С Документы, архивы Архивное

УСТАВ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР (выдержка из части I)

Документы, архивы Архивное

РАПОРТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ ВКП(Б) (т. СТАЛИНУ) И РЕВВОЕНСОВЕТУ СССР (т. ВОРОШИЛОВУ) В СВЯЗИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКОЙ XV ЛЕТ РККА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ (1933)

Живопись и графика Документы, архивы Архивное

РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД [1933]

Замошкин А. И. Буш М. А. Живопись и графика Идеология и культура Архивное

ФОРМАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ [1933]

Бескин О. М. Документы, архивы Архивное

ПРАЗДНИК МАСТЕРОВ КИСТИ, КАРАНДАША И РЕЗЦА

Грабарь И.Э. Документы, архивы Архивное
Новости 1 - 6 из 30
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все