«Самый сильный» рассказ Михаила Шолохова («Родинка»)
Богданова О. В. «Самый сильный» рассказ Михаила Шолохова («Родинка») // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. № 3. 2025 (май). – С. 68-76. 
Аннотация: Рассматривается вопрос эволюционирования художественного мировоззрения Михаила Шолохова и  становление поэтики его ранних произведений. На примере самого первого рассказа Шолохова «Родинка» выявляются точечные черты христианской символики, к которой впоследствии будет активно прибегать писатель. Цель настоящей работы — определить специфику образно-мотивных и структурно-композиционных особенностей рассказа «Родинка» и определить их роль в динамике совершенствования творческого мастерства писателя. Отмечается, что, признанный критикой как «самый сильный» из «Донских рассказов» писателя, на самом деле ранний текст Шолохова выстроен весьма схематично и тенденциозно. «Родинка» — первая проба пера молодого журналиста-комсомольца, еще только искавшего свое место в литературе. Прослеживаются «двоичная» контрастная композиция рассказа, парная антитетичность персонажной системы, искусственность и избыточность сюжетных поворотов наррации. Впервые в ходе интерпретации самого раннего рассказа Шолохова актуализируются принцип объективности, позволяющий выявить ранее не эксплицируемые критикой недостатки письма молодого начинающего прозаика и значимость рассказа «Родинка» для вызревания авторской позиции художника, классика советской и русской литературы. Использование сравнительно-сопоставительного подхода дает возможность расширить проблемно-тематические аллюзии раннего шолоховского текста и иначе взглянуть на «хрестоматийный» донской текст писателя. Именно ранний рассказ «Родинка», сам по себе «ученический», схематичный и тенденциозный, стал для Шолохова той точкой отсчета, откуда в его малой и большой эпике появились христианско-религиозные мотивы, образы, символы, позволившие ему в дальнейшем передать глубокий трагизм событий братоубийственной гражданской войны. Подчеркивается роль рассказа «Родинка» не в плане его художественной зрелости, но значимости для формирования творческого мировоззрения русского советского классика, лауреата Нобелевской премии.
Ключевые слова: советская литература, М. Шолохов, «Родинка», проблемы критической рецепции, истоки и эволюция
Скачать

Социалистический реализм: pro et contra. Современный взгляд и перспективы

Богданова О.В. Идеология и культура соцреализм и классика поэтика соцреализма Эстетика соцреализма Соцмодернизм Соц-арт Соцреализм как феномен истоки соцреализма Мотивы и образы соцреализма Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Соцреализм и советская действительность Сборник статей

The emergence of postmodern trends in the literature of Socialist Realism (early Andrey Bitov)

Святославский А.В. Жилене Е.С. Богданова О.В. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

The genre tradition of the bildungsroman in the novels of the protocanon of socialist realism

Овсянникова Е.П. Осьмухина О. Ю. Святославский А.В. Жанры соцреализма Публикация

The category of emptiness in Dmitry Prigov’s soviet texts

Богданова О.В. Власова Е. А. Баранова Т. Н. Жилене Е.С. Деконструкция соцреализма. Категории соцреалистической критики Публикация

Soviet life in I. Kabakov’s “Communal Kitchen” and V. Sorokin’s “Queue”

Жилене Е.С. Святославский А.В. Баранова Т. Н. Богданов И. С. Деконструкция соцреализма. Публикация

Советский мир в поэме Т. Кибирова «Сквозь прощальные слезы» (1987). Часть первая.

Жилене Е.С. Деконструкция соцреализма. Публикация
Новости 1 - 6 из 61
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все