- Соцреализм в литературе
- Соцреализм в искусстве
- Социалистический реализм как метод
- Соцреализм как идеология
- Соцреализм и современность
- Аналитика
- pro et contra
- Библиография
- Ссылки
- Конференции
- Луначарский А.В. (1)
- Абрамов Ф.А. (0)
- Астафьев В.П. (0)
- Балина М. Р. (3)
- Белая Г. А. (5)
- Береснев В. Д.. (1)
- Богатова М. А. (1)
- Богатырёва Е. А. (1)
- Богданов И. С. (1)
- Богданова О. В. (4)
- Боден Антуан (1)
- Бойм С.Ю. (5)
- Борев Ю. Б. (1)
- Бочаров С. Г. (1)
- Бродский И. А. (0)
- Бродский И.И. (1)
- Булавка Л. А. (1)
- Булгакова О. С. (9)
- Вайскопф М.Я. (15)
- Вайсс Даниэл (1)
- Воскресенская В. В. (1)
- Гей Н. К. (2)
- Геллер Л. М. (2)
- Голомшток И. Н. (1)
- Гройс Б. Е. (1)
- Гусев В.И. (1)
- Гюнтер Ханс (8)
- Добренко Е.А. (26)
- Драгомирецкая Н. В. (1)
- Дубровина Н.В. (3)
- Есаулов И. А. (4)
- Жилене Е. С. (3)
- Ильин И. (0)
- Карлтон Грегори (4)
- Кауфман Р. С. (1)
- Кларк Катерина (7)
- Ковынев В. (1)
- Коган Л. (1)
- Крылова Анна (1)
- Куляпин А. И. (3)
- Куряев И.Р. (2)
- Лахусен Томас (3)
- Лейзеров. Н. (1)
- Ленерт Ханс (1)
- Литовская М.А. (2)
- Малли Линн (1)
- Махонин Е.А. (1)
- Менцел Биргит (3)
- Моллер-Салли Стивен (4)
- Морыганов А.Ю. (1)
- Мурашов Юрий (5)
- Найман Эрик (1)
- Никё Мишель (4)
- Осьмухина О. Ю. (1)
- Паперный В. З. (1)
- Постоутенко Кирилл (1)
- Пригов Д. А. (0)
- Пронин А.А. (1)
- Распутин В.Г. (0)
- Рогачевский Андрей (1)
- Розенталь Бернис (4)
- Розинер Ф.Я. (5)
- Ронен Омри (1)
- Рубинштейн Л. С. (0)
- Рыклин М.К. (2)
- Святославский А. В. (4)
- Северюхин Д. Я. (2)
- Сквозников В. Д. (1)
- Смирнов И. И. (0)
- Солоухин В.А. (0)
- Сорокин В. (0)
- Стоян Илиев (0)
- Сухих О. С. (1)
- Терц Абрам (Синявский А.Д.) (1)
- Толстых В. (1)
- Трушкина А.П. (1)
- Тугенхольд Я. А. (1)
- Фролова А. Т. (1)
- Хэнсген Сабина (3)
- Швайцерхоф Барбара (1)
- Шмелев И. (0)
- Шрамм Каролина (1)
- Шукшин В.М. (0)
- Эльсберг Я. Э. (2)
- Юстус Урсула (2)
- Янош Мароти (1)
- Деконструкция соцреализма.
- Документы, архивы
- Жанры соцреализма
- Живопись и графика
- Идеология и культура
- истоки соцреализма
- Категории соцреалистической критики
- Метод и стиль
- Мотивы и образы соцреализма
- поэтика соцреализма
- Преодолевшие соцреализм
- семейный роман
- советская скульптура
- советская фотография
- Соц-арт
- Соцмодернизм
- Соцреализм в кинематографе и театре
- Соцреализм в музыке
- соцреализм и классика
- соцреализм и поэзия
- Соцреализм как феномен
- Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом
- Сталин и искусство
- Эстетика соцреализма
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: МЕЖДУ КЛАССИЦИЗМОМ И РОМАНТИЗМОМ
В статье дана история разработки представления о социалистическом реализме как художественном методе и направлении советской литературы. Охвачен период от начала 1930-х гг. до поздней советской эпохи. Отмечена роль Первого всесоюзного съезда писателей, на котором был принят Устав Союза писателей СССР, содержащий ставшее на многие годы каноническим определение нового метода, а также роль М. Горького и А. Фадеева, писателей, чье творчество проникнуто пафосом романтики, что влияло на попытки вывести особенности социалистического реализма отчасти из традиции романтизма. В статье акцентирован тот факт, что не только в литературоведении и критике постсоветского периода существуют разнообразные, вплоть до диаметрально противоположных, взгляды на сущность явления соцреализма, но и в годы активной пропаганды соцреализма как основы советской литературы так и не удалось дать корректного в научном отношении определения самого метода.На примере проанализированных авторами материалов и документов показано, как в советском литературоведении научная строгость при определении сущности и границ соцреализма как художественного направления и творческого метода подменялась общими идеологемами, рассуждениями о целях и задачах новой литературы, о недостатках литературы т. н. критического реализма и о сложности и подвижности самого явления, которое трудно однозначно определить. Авторы статьи видят историческое оправдание усилий литературных подвижников 1920–30-х гг. в попытках создать новый метод общей обстановкой новаторства, но признают, что научное обоснование существования нового метода было изначально обречено на неудачу. Делается вывод, что большинство произведений, относимых в советскую эпоху к образцам социалистического реализма, в конечном счете если не представляли собою традиционный реализм, то тяготели или к романтизму, или к т. н. «советскому классицизму», задававшему жесткие рамки построения художественного произведения и во многом лишающего автора творческой свободы.
Ключевые слова: русская литература XX в., советская литература, социалистический реализм, М. Горький, А. Фадеев, литературный метод, литературное направление.
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец