
Культурная революция и соцреализм.
Видеолекция искусствоведа Э. Щульца на сайте "Азбука истории".
Изменения в советской культуре 1930-х гг. по сути стали культурной революцией. Экономические, политические и социальные достижения страны Советов вызывали восхищение, создавали уверенность в сегодняшнем дне и в будущем. Социалистический реализм 1930-50-х гг. принципиальной отличается от того, что сохранило это же название, но получило иное отношение в 1960-80-х гг. Соцреализм относится к литературе и искусству, но представляется, что это особый тип культуры. С одной стороны эту культуру породила среда, с другой – эта культура породила уникальный пространственно-временной континуум. Соцреализм в историко-культурном аспекте отличает особая картина мира, создаваемая его произведениями. Из художественного метода возник тип культуры. Потому что он наиболее отвечал требованиям эпохи, имел самую серьезную социальную базу. Cоциалистический реализм 1930-50 гг – это целостная система. В отличие от предыдущих эпох культура соцреализма 1930-50-х гг. предназначалась для массового читателя и зрителя. Задачи этой культуры – образование и повышение культурного уровня малообразованной крестьянской страны; сильная мотивация строительства в себе персонально Нового человека, строительства в стране новой жизни Первостепенная задача - сделать понятными произведения литературы и искусства широким народным массам. Дворцы – людям – главный принцип эпохи. Эти дворцы реализовываются в жилищном строительстве, в зданиях общественного назначения, в музеях, где сконцентрировались шедевры искусства, бывшего до сего времени в России элитарным. Революционная культура сменила собой декаданс начала XX в. Безысходность, обреченность, истеричность, бесцельность и бессмысленность. Эта новая культура действия и позитива привлекла к себе большую часть российской имперской интеллигенции. Эти идеи накладывались и на идеи Передвижничества – нести культуру и знания массам. С 1960-х гг. соцреализм перестает быть феноменом – явлением. Его воспринимают исключительно как стиль и метод, понимание которых серьезно разнится, и в конце концов это приводит к сохранению идеологической шапки с очень разношерстным наполнением и, как результат, отторжению и разрушению. С изменениями социальной структуры в СССР произошло и изменение запросов в культурной сфере.