ОТ АВАНГАРДА К СОЦРЕАЛИЗМУ. ИСКУССТВО КАК ПОЛИТИКА
В.Д. Береснев

ОТ АВАНГАРДА К СОЦРЕАЛИЗМУ. ИСКУССТВО КАК ПОЛИТИКА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В статье рассматривается проблема музеефикации институциональной структуры советского искусства в контексте подхода, предложенного Б. Гройсом для анализа соцреализма. Произведения искусства советского периода являются неотъемлемой частью коллекций художественных и краеведческих музеев в районных центрах Пермского края. Отсутствие в методологическом арсенале этих музеев актуальных методов интерпретации произведений русского авангарда и соцреализма превращает эти коллекции в «фондовый балласт», в лучшем случае они используются для иллюстрирования краеведческих нарративов или при создании выставок к юбилейным датам исторических событий, происшедших в советский период в России. Предложенный в статье подход позволит выйти за рамки малоэффективного в этой ситуации искусствоведческого дискурса и вовлечь в процесс музеефикации не только сами работы, но и ту институциональную среду, внутри которой они создавались (памятники монументальной пропаганды, дворцы культуры, союзы художников, отчетные выставки, госзаказ, награды и премии), а также современные философские и культурологические исследования искусства русского авангарда и соцреализма российских и зарубежных авторов. В перспективе это может помочь превратить институциональную структуру советского искусства вместе с художественными произведениями в достаточно яркий, глубокий и драматический геокультурный ресурс, например, история сталинских репрессий или советский кинематограф.
Эмпирическим базисом для написания статьи послужил кейс проектной работы с коллекцией русского авангарда из фондов Пермской государственной художественной галереи. Цель проекта – изучение и популяризация художественного и символического языка русского авангарда посредством демонстрации репродукций работ художников-авангардистов первой и второй волны из коллекции Пермской художественной галереи (Александр Шевченко, Аристарх Лентулов, Любовь Попова, Роберт Фальк, Наталья Гончарова, Эллий Белютин и др.). Именно в ходе реализации данного проекта была выявлена и отрефлексирована тупиковая ситуация с актуальной интерпретацией региональных коллекций советского искусства. Автор полагает, что текущий момент благоприятен для начала процесса музеефикации соцреализма в его институциональных формах, рассматривая в качестве полигона для практической реализации будущего проекта город Пермь и районные центры Пермского края, где в муниципальных музейных коллекциях есть произведения искусства советского периода.

Ключевые слова: русский авангард, соцреализм, музеефикация, Пермская художественная галерея, революция, советское искусство, культурная политика, пермский культурный проект, институциональность.
Скачать

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Синявский А.Д. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

Пролетарские писатели

Львов-Рогачевский В.Л. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом

Гройс Б.Е. Соцреализм между романтизмом и постмодернизмом Публикация

СОВЕТСК ОЕ ИСКУССТВО НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ И В ЭКСПОЗИЦИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ 1990–2020-х ГОДОВ.

Андреева Е. Ю. Живопись и графика Мотивы и образы соцреализма Публикация

СУРОВЫЙ СТИЛЬ: МОБИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Бобриков А.А. Метод и стиль Идеология и культура Жанры соцреализма Публикация

ДИАЛОГ С ХРУЩЕВЫМ. ИЗ КНИГИ «ГОВОРИТ ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ».

Неизвестный Э. И. Документы, архивы Публикация
Новости 1 - 6 из 49
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все